. , , , ,
    

Ломоносов (Ораниенбаум)


Ломоносов

На южном берегу Финского залива, в 44 километрах от Петербурга, расположен город Ломоносов, в прошлом Ораниенбаум.

Возникновение города относится к первой четверти XVIII века и связано со строительством загородного дворца А. Д. Меншикова - сподвижника Петра I.

Вблизи дворца образовалось небольшое поселение строителей - крепостных крестьян и мастеровых людей. Превратившись постепенно в дворцовую слободу, оно стало ядром города. В 1780 году специальным указом слобода была превращена в уездный город, ему присвоили герб - изображение дерева с оранжевым плодом на серебряном щите (Ораниенбаум в переводе означает «померанцевое дерево»).

Близость к столице обусловила дальнейший рост населения и строительства. Вплоть до 1917 года дворцы и парки Ораниенбаума были загородной резиденцией царской семьи и знати. Распоряжение Ораниенбаумской дворцовой конторы гласило: «…подлого народа в серых кафтанах и лаптях отнюдь никуда не пускать».

Свое современное название город получил в 1948 году, в честь великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, основавшего в 1754 году недалеко от Ораниенбаума, в деревне Усть-Рудица, фабрику цветного стекла.

Среди пригородов Петербурга Ломоносов занимает особое место благодаря сохранившимся памятникам архитектуры.

Во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум оказался отрезан от большой земли.

В первые же месяцы войны коллекции музеев был« эвакуированы ,в глубокий тыл. Архитектурные памятники в основном сохранились, но сильно пострадали конструкции, отделка дворцовых зданий, зеленый массив парков.

Защитники легендарного Ораниенбаумского «пятачка» отстояли этот небольшой участок земли, ставший опорным пунктом обороны. Отсюда начались боевые операции по прорыву блокады Ленинграда.

В 1945-1946 годах начались реставрационно-восстановительные работы. Результатом их было открытие музеев: в 1946 году - Китайского дворца, в 1953 году - дворца Петра III, в 1959 году - павильона Катальной горки.

Начатый строительством Большого дворца и примыкающего к нему Нижнего парка, дворцово-парковый ансамбль Ломоносова создавался на протяжении всего XVIII века. Он отличается архитектурно-художественным единством, достигнутым с большим мастерством.

За свою историю дворец претерпел неоднократные переделки. Часто сменявшиеся владельцы не стремились сохранить памятник XVIII века. Однако внешний облик Большого дворца близок первоначальному замыслу, поэтому он относится к числу уникальных сооружений петровской эпохи, сохранившихся до наших дней.

В 50-70-е годы XVIII века в Ораниенбауме возобновились большие работы. Началось создание так называемого Верхнего парка и дворцовых сооружений на его территории по проектам архитектора Антонио Ринальди (1709-1796 годы).

Талантливый и своеобразный масгер, Ринальди - представитель поколения зодчих, творческий путь которых совпал с периодом расцвета в России искусства барокко и становления творческих принципов нового стиля - классицизма. Поэтому архитектурные сооружения Ринальди - живое свидетельство изменений в русской архитектуре третьей четверти XVIII века.

Итальянец по происхождению, Ринальди большую часть своей творческой жизни провел в России. Кроме построек в Ораниенбауме, по его проекту сооружены дворец в Гатчине и Мраморный дворец в Петербурге. Въездные ворота и дворец Петра III на территории потешной крепости Петерштадт в Ораниенбауме - ранние его работы.

В небольшом двухэтажном здании дворца сочетаются строгость крепостного сооружения с легкостью и изяществом увеселительной постройки, характерной для середины XVIII века. Балкон украшают узорчатые решетки, высокая крыша обрамлена балюстрадой. Нижний этаж рустован.

Центральная часть Верхнего парка в XVIII веке называлась «Собственной дачей». Для этого района парка, спроектированного Ринальди, характерно сочетание двух принципов планировки - регулярной и пейзажной.

На территории Верхнего парка находится Китайский дворец. Название родилось от отделки четырех интерьеров, а также хранящимися там коллекциями произведений прикладного искусства Китая и Японии. Известный искусствовед А. Н. Бенуа так писал о нем: «Китайский дворец в Ораниеибауме по цельности и изяществу художественной отделки - один из самых «изумительных памятников XVIII века… Живописные узоры, штукатурные орнаменты, картины, архитектурные детали - все это связано в одно неразрывное целое, имеющее по своему чисто музыкальному эффекту что-то общее с сонатами Гайдна или Моцарта».

Это летнее увеселительное сооружение сочетает черты дворца и паркового павильона. В архитектурной отделке, художественном убранстве дворца проявились черты стиля рококо. Одноэтажное здание (второй этаж на южном фасаде надстроен в 50-е годы XIX века Л. Бонштедтом и А. Штакеншнейдером) поставлено на невысокую каменную панель, обнесенную легкой кружевной решеткой, и вытянуто в длину. Выделена центральная часть здания, отделанная декоративными колоннами и пилястрами, над которыми возвышается фронтон с раковиной. Ритмически повторяющиеся пилястры подчеркивают изысканность пропорций. Сдержанное решение фасадов Китайского дворца намеренно контрастирует с насыщенным и разнообразным декоративным убранством интерьеров; каждый из них решен по-своему. Архитектура и характер отделки отражают назначение помещений. Широко применены различные материалы -   дерево, искусственный мрамор, штоф, смальта. Уникальны наборные паркетные полы (площадь 722 квадратных метра), выполненные русскими крепостными мастерами.

Дворец строился шесть лет (1762-1768). В строительстве и оформлении его принимало участие много искуснейших мастеров. Благодаря их таланту сложные архитектурно-декоративные задачи получили блестящее воплощение. Каменные, штукатурные, лепные, резные, позолотные, «фальшивомраморные» работы производили мастера Канцелярии от строений - П. Демидов, Г. Коновалов, Я. Крашенинников, М. Кривоногов, Н. Холщевников и другие. Петергофская гранильная фабрика направила в Ораниенбаум «для положения во дворце мозаичного пола» крепостных мастеров-мозаичистов: К. Котельникова, А. Зимина, Д. Горчакова, В. Тубаскина, А. и В. Коновиных и других. Пол Стеклярусного кабинета и столики набирались из смальт (стекло, окрашенное металлическими красителями), которые выплавляли на Усть-Рудицкой фабрике, основанной М. В. Ломоносовым. В отчете Академии наук по выполненным работам 1764 года Ломоносов писал: «Изобрел все составы к мозаичному делу, для чего сделал больше 4000 опытов, коих не токмо рецепты сочинил, но и материалы своими руками по большей части развешивал и в печь ставил».

К сожалению, в середине XIX века мозаичный пол Стеклярусного кабинета был разобран из-за необходимости ремонта и больше не возобновлялся. До наших дней сохранились лишь уникальные мозаичные столики, сделанные из смальт теми же мастерами.

Трудом сотен людей был создан Китайский дворец, воплотивший в своем художественном облике достижения русской архитектуры конца XVIII века.

Одновременно со строительством Китайского дворца на «Собственной даче» началось сооружение Катальной горки - грандиозного архитектурного ансамбля, который состоял из павильона, гор и колоннады. Это парковое сооружение предназначалось для увеселения придворных. Идеей его создания послужило традиционное народное развлечение - катание с ледяных гор.

Гора начиналась от южного фасада здания. Она поднималась на высоту около 20 метров, а затем переходила в плавные горки. Горки следовали одна за другой, общей длиной 532 метра. Катанье было возможно в летнее время. Двенадцати колесные коляски, были украшены резьбой, позолотой. Сиденья обиты дорогими штофами. Все это имело вид фигурных саней. Они катились по деревянной дороге с врезными колеями. На подъемы сани поднимались за счет силы инерции.

Обратно их втягивали по боковым колеям. В конструкции  и способе движения   были использованы идеи известного к тому времени изобретателя А. К. Нартова, создавшего в 1740 году механическую колясочку для Катальной горки в Царском Селе.

Катальная горка имела уникальную каменную колоннаду почти из тысячи колонн. Колонны стояли вдоль горки двумя галереями и в конце смыкались в полуовальный портал. Открытые террасы служили прогулочными площадками, откуда было можно наблюдать за катаньем.

Входили на горку через комнаты верхнего этажа, окруженного открытой террасой с балюстрадой. В середине XIX века деревянные скаты горок и каменная колоннада, пришедшие в ветхость, были разобраны.

В процессе реставрации павильона возрожден его первоначальный облик. Выявлены формы и профили архитектурной отделки, выполненной в стиле рококо. Восстановлена бело-голубая окраска фасадов, являющаяся элементом общего живописного решения. Реставрированы роспись, лепка, позолота, пол искусственного мрамора. В работах принимали участие опытные ленинградские архитекторы, инженеры, искусствоведы и другие специалисты.

В наши дни научная реставрация ценнейших архитектурных памятников XVIII века продолжается. Основными ее методами являются: изучение исторического и архивного материалов, проведение изыскательских работ с использованием ультрафиолетовых и рентгеновских лучей, которые дают возможность ,раскрыть первоначальную отделку или воссоздать утраченную декорировку.

Расположенный в Нижнем парке, Картинный дом сохранил первоначальное архитектурное решение фасадов. Планировка и декоративная отделка интерьеров полностью утрачены. Архивные документы дают возможность воссоздать интерьеры. Само название «Картинный дом» указывает на то, что в нем размещалась коллекция картин (около 300 живописных произведений). Кроме того, находились в Картинном доме кунсткамера и библиотека. Ораниенбаумская кунсткамера по составу коллекций повторяла Кунсткамеру Академии наук в Петербурге, только в  значительно меньших размерах. Картинный дом является памятником русской культуры, воплотившим достижения наук XVIII века.

В наши дни реставрация ценнейших архитектурных памятников продолжается.


21.03.2008 / автор Д. Марков
Рубрика Пригороды Петербурга