. , , , ,
    

Петербург против Архангельска


До укрепления Петра на берегах Невы фактически единственным торговым портом России был далекий Архангельск.

И сегодня северный морской путь - нелегкая задача для капитанов. Что говорить о тех временах, когда в плавание уходили слабые деревянные корабли. Риск был слишком велик и очень много судов просто не добирались до цели.

Купцы все потери закладывали в себестоимость. Таким образом и русские и иностранные товары обходились слишком дорого. Не то, чтобы это снижало конкурентоспособность (торговля шла тем, чего просто не было в иных краях), но высокая цена не давала возможности наращивать объемы торговли и, следовательно, объемы производства.

Кроме того сухопутный путь из центра России в Архангельск хотя и был безопасным, но очень долгим и тяжелым.

Появление полноценного порта на Балтике в разы снижало длину пути и риски кораблекрушений.

Однако в начале 18 века инерция торгового мышления была достаточного велика, да и война со Швецией еще продолжалась. 

Поэтому (как и во многом другом) Петру приходилось менять правила игры не рыночными а приказными методами.

Начинал Петр все же осторожно. В 1713 году царь издал первый указ, предписывающий перевести торговлю близлежащих губерний только в Петербург, а два экспортно-стратегических товара пеньку и юфть - полагалось торговать только из Петербурга.

Это было важно, чтобы не оставить выбора иностранным купцам. За важным товаром надлежало ехать только на Балтику. Таким образом руками иностранцев Петр убивал сопротивление русских купцов: что делать в Архангельске, если туда не идут торговые корабли?

В 1716 Перт приказал вести через Петербург не менее 1/6 всей внешней торговли, а еще через два года - не менее 2/3.

Но инерция преодолевалась плохо: несмотря на крутой нрав царя, даже спустя год на долю Петербурга приходилось не более 1/3 товаров. (это стоит помнить тем, кто возмущается, что сегодняшние приказы Президента не выполняют: 300 лет назад «административный ресурс» был куда круче, и тем не менее….).

Архангельск все еще оставался лидером внешней торговли, хотя и было очевидно - северный порт теряет позиции.

В период 1717-1719 годы товарооборот Архангельска выглядел так:

Ввоз иностранных товаров на сумму чуть меньше 600 000 рублей, а вывоз на 2 350 000.

В те же годы оборот торговли в Петербурге был намного скромнее: ввоз 218 000 рублей, а вывоз 268 000.

Однако всего за 10 лет соотношение сил резко изменилось.

К 1726 году Петербург вывозил  на 2 400 000, а принимал на 1550 000.

На этом фоне цифры Архангельска выглядят удручающе: вывоз (экспорт) 285 000 рублей, ввоз (импорт) 36 000 рублей.

Т.е. по совокупному обороту Петербург превзошел лучшие достижения Архангельска в былые годы, а сам северный порт превратился в провинциальную пристань.

Правда и тут не обошлось без «госрегулирования».

В 1723 году был издан жесточайший приказ: Всё везти в Петербург, а в Архангельск отправлять только товары из ближних губерний.

По сравнению с первым осторожным приказом роли портов поменялись «наоборот».

Причем выгоды нового порта стали очевидны всем. Рост прихода иностранных судов был не относительным (перераспределение от Архангельска к Петербургу), а абсолютным.

В былые времена, когда торговал только Архангельск, иностранные купцы приводиди в Россию меньше 150 кораблей.

Теперь же, только Петербург принимал из 250.

И это было только начало…

***

Петропавловская крепость >


23.03.2008 / автор Д. Марков
Рубрика История Петербурга

1 комментарий↓

  • 1 Надежда

    Очень интересно! Главное познавательно! Побольше бы таких сайтов!